Сайт не может предлагать продукцию или услуги, которые устраивают всех пользователей одновременно. Среди множества потребителей есть группы, которые хотят примерно одинаковые продукты. Эти группы принято выделять и предлагать для каждой свой товар.
Процесс выделения групп называют сегментацией целевой аудитории (ЦА), а описание характеристик клиентов – это составление портрета потребителя.
Наиболее распространенными способами сегментации являются:
- социально-демографическая (пол, возраст, профессия, доход, семейное положение)
-
географическая (могут быть разные потребности в разных регионах)
-
поведенческая (особенности взаимодействия с UI сайта, периодичность)
-
психографическая (мотивация, ценности, эмоции, обстановка, время суток)
-
для b2b (сезонность, периодичность, отрасль, квалификация сотрудников)- социально-демографический принцип (пол, возраст, доход);
Процесс сегментации рынка
Проведем поэтапную сегментацию потребителей:
-
Этап - Составляем список характеристик потребителей
Пол, возраст, доход, род занятий, наличие детей - эти характеристики вносим в таблицу. Пишите все характеристики, которые прийдут Вам в голову.
-
Этап - Анализируем конкурентов, смотрим их целевую аудиторию
Этот анализ проводим с помощью сервисов pr-cy, spywords.
-
Этап - Описываем тех, кто является Вашими потребителями (примерная оценка может выглядеть так как в таблице ниже)
Критерий | Описание |
Пол | Женский |
Мужской | |
Возраст | До 25 лет |
От 25-40 лет | |
От 40-50 лет | |
Свыше 50 лет | |
Уровень дохода | Высокий |
Средний | |
Низкий | |
Семейность | Женат |
Неженат | |
Наличие детей | Нет детей |
Есть дети | |
Образование | Высшее |
Среднее | |
Род занятий | Собственники бизнеса |
Руководители среднего звена | |
Офисные сотрудники младшего звена | |
Пенсионеры | |
Студенты | |
Домохозяйки |
Красным цветом в таблице отмечены потребители, которые не являются нашими.
-
Этап - Описать тех, кто является нашими потребителями
На основании данных таблицы помечаем, на каких сегментах работают конкуренты, а на каких мы.
Критерий | Конкуренты с низкой ценой | Конкуренты с равной ценой | Конкуренты с высокой ценой |
Пол | Женский |
Женский
|
Женский
|
Мужской | Мужской |
Мужской
|
|
Возраст |
До 25 лет
|
До 25 лет | До 25 лет |
От 25-40 лет
|
От 25-40 лет
|
От 25-40 лет
|
|
От 40-50 лет
|
От 40-50 лет
|
От 40-50 лет
|
|
Свыше 50 лет
|
Свыше 50 лет |
Свыше 50 лет
|
|
Уровень дохода | Высокий |
Высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Средний
|
Средний | |
Низкий
|
Низкий | Низкий | |
Семейственность | Женат |
Женат
|
Женат |
Неженат | Неженат | Неженат | |
Наличие детей |
Нет детей
|
Нет детей
|
Нет детей
|
Есть дети
|
Есть дети
|
Есть дети
|
|
Образование |
Высшее
|
Высшее
|
Высшее
|
Среднее
|
Среднее | Среднее | |
Род занятий | Собственники бизнеса |
Собственники бизнеса
|
Собственники бизнеса
|
Руководители среднего звена |
Руководители среднего звена
|
Руководители среднего звена
|
|
Офисные сотрудники младшего звена
|
Офисные сотрудники младшего звена
|
Офисные сотрудники младшего звена | |
Пенсионеры
|
Пенсионеры
|
Пенсионеры | |
Студенты
|
Студенты
|
Студенты | |
Домохозяйки |
Домохозяйки
|
Домохозяйки |
Из таблицы наглядно видно описание сегментов конкурентов (отмечено синим цветом).
-
Этап - Оценка размера и возможностей роста сегмента
Выбираем для себя сегменты, которые в перспективе будут расти. А показатели размера сегмента помогут решить, где работать в будущем.
-
Этап - Выбор целевых сегментов рынка
В таблице указан выбор магазина ювелирных изделий по сегменту «Мужчины».
Целевая аудитория |
Описание |
Роль (важные критерии выбора) |
Неженатые с низким уровнем дохода (от 18 до 30 лет) |
К этой категории можно отнести студентов, служащих, молодых специалистов. Они - активные пользователи Инета. Приобретают украшения для себя (печатка, серьга в ухо) как возможность принадлежать к более высокому социальному статусу, либо делают подарок маме или девушке (недорогое украшение стоимостью до 10000 руб). Приобретая обычно советуются с подругой. Экономят. 0-1 раз в год приобретают. |
Неактивные генераторы потока. Для них важно - гарантия низкой цены, бесплатная доставка. Делают покупки 1-2 раза в год. |
Неженатые со средним и высоким уровнем дохода |
К этой категории относятся уверенные личности. Для них покупка изделия – способ показать принадлежность к определенному статусу. Покупают украшения для себя или в подарок для мамы, девушки. Важно мнение окружения. Не экономят. 1-2 раза в год приобретают. |
Активные генераторы потока. Для них важно – брендовость, интересны изделия с драгоценными камнями, брендовые часы. Важны программы лояльности. |
Женатые с низким уровнем дохода |
Экономят на всем. Покупка изделия возможна только на праздники, юбилеи. Происходит редко. Реже 1 раза в год. |
Неактивные генераторы потока. Для них важно - скидки, акции. |
Женатые со средним и высоким уровнем дохода |
Активные пользователи Инета. Приобретают себе как способ самоутвердиться или маме, подруге, подчеркивая свое социальное положение. |
Активные генераторы потока и контента. Приобретают дорогие изделия с полудрагоценными и драгоценными камнями, брендовые изделия. Покупки происходят несколько раз в год. Часто инициатор – женщина (для себя или для ребенка). Важно программа лояльности и эксклюзивность изделия. |
Советы при сегментации рынка
И в заключение, хочу описать советы, которые важно учитывать при сегментации рынка:
- Нужно обращать внимание на сегменты с высокими темпами роста и концентрировать свою деятельность именно на них. Например, скоро праздник «Новый год». В Интернет-магазине золота актуальна работа с сегментом мужчин, которые приобретут украшение в качестве подарка. Этот сегмент нужно подробно описать и выработать стратегию работы с ним.
- Доходность сегмента имеет важное значение. Если средний чек с одного сегмента составляет 500 руб, а с другого 1000 руб, то решение на каком лучше работать за Вами.
- Работать нужно на сегментах, на которых можно создать уникальное торговое предложение для Ваших клиентов. Иными словами нужно работать в «своей» нише.
Источник:
Возможно вас заинтересует
-
-
Что такое СЕО оптимизация
что включает в себя поисковая оптимизация сайта
-
Что такое SILO структура сайта?
как с помощью этого улучшить наш сайт
-
Професиональные инструметы для работы СЕО специалиста
от команды Пиксель Плюс
-
Модели ценообразования в SEO
как и за что можно платить
-
План полного сео аудита
полная проверка сайта
-
SEO-чеклист для сайта
регулярные проверки
-
СЕО требования для разработки сайтов
Как разработчикам начать понимать SEO-специалистов
-
Landing Page не работает?
Причины и решения.
-